Назад в раздел  "День смеха и веселых розыгрышей"  ⇒  "Статьи"

День смеха и розыгрышей. Часть 3. День смеха на уроке литературы.

    Загадки-шутки можно использовать и на уроке русского языка. Как написать слово «мышеловка» пятью буквами? (Кошка)
У человека одно, у вороны два, у медведя ни одного. (Буква «О»)
В море она не водится, в реке она живет, в сарае не поместится, в корзинку две войдет. (Буква «К»)
Но самое большое количество розыгрышей, шуток, небылиц можно использовать, конечно,  на УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ.
    Прежде всего это знакомство с таким великолепным жанром русского фольклора, как небылицы:
Рано утром вечерком,
Поздно на рассвете
Ехал дяденька верхом
В ситцевой карете.
А за ним во всю прыть,
Прыгая ногами,
Волк старался переплыть
Миску с пирогами.
Заяц на небо взглянул,
Там землетрясение,
И из тучи на него капало варенье.

Едет повар на тарелке,
Две кастрюли впереди,
А лоханка позади.
Кричит ему кухарка:
"Еде моя лоханка?!"
Услыхали чугуны,
Загудели, как жуки,
Услыхали ложки,
Запрыгали, как блошки.
Кочерга пошла плясать,
А ухват ей подпевать.

  Таких небылиц можно найти сколько угодно, и это не просто забава, но и приобщение к сочному русскому языку, возможность развить в человеке чувство юмора, любовь к образному слову.

   Эти небылицы К. Чуковский назвал «перевертыши». Он утверждал, что это настоящие мыслительные игры, игры ума: чуть ребенок овладеет какой-нибудь мыслью, он не прочь сделать ее своей игрушкой. Объясняя, почему это всегда смешные стихи, К. Чуковский писал: «Чем яснее для ребенка та правильная координация вещей, от которой ребенок намеренно отступает в игре, тем сильнее в нем это ощущение смешного... Польза подобных стихов и сказок очевидна: за каждым «не так» ребенок живо ощущает «так», всякое отступление от нормы сильнее укрепляет ребенка в норме, и он еще выше оценивает свою твердую ориентацию в мире. Он делает как бы умственный экзамен своим силам и неизменно этот экзамен выдерживает, что значительно поднимает в нем уважение к себе, уверенность в своем интеллекте, столь необходимую ему, чтобы не растеряться в этом хаотическом мире. В этом проверочном испытании, в этом самоэкзамене — главное значение детской игры в перевертыши».

    Многим с детства известна песенка:

Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Выскочила палка
С бабкою в руке
И давай дубасить коня на мужике.
Крыши испугались,
Сели на ворон,
Лошадь погоняет
Мужика кнутом.
Деревня закричала:
«Озеро горит!»
Сено на соломине
Тушить пожар спешит.

   Или такая небылица:

Из-за леса, из-за гор
Едет дядюшка Егор.
Он на пегой на телеге,
На скрипучей лошади,
Топорищем подпоясан,
Нараспашку сапоги,
На босу ногу кафтан,
А на голове карман.

   Эти и другие небылицы помогут школьникам постичь особенности русского фольклора, когда придет время изучать его в классе что бы провести праздник детям.

   А теперь пора научить ребят распутывать пословицы. Нужно каждому началу дать его продолжение, и наоборот — каждому продолжению его начало:

Гром не грянет, коли делать нечего.
Скучен день до вечера, мужик не перекрестится.
Дружба дружбой, зуб за зуб.
Око за око, а служба службой.
Лучше синица в руках, чем пирог с бедой.
Лучше хлеб с водой, чем журавль в небе.
Береги платье снову, живот в голоде, а ноги в тепле.
Если бы молодость знала, а бес в ребро.
Держи голову в холоде, а честь смолоду.
Седина в голову, если бы старость могла.
И комар лошадь свалит, пока не перепрыгнешь.
Не плюй в колодец, вылетит — не поймаешь.
Не говори «гоп», когда волк подсобит.
Слово не воробей, пригодится воды напиться.

 Назад в раздел  "День смеха и веселых розыгрышей"  ⇒  "Статьи"

 

Рекомендуемые статьи схожей тематики:
- оригинальные подарки для мамы
- Торты на заказ недорого
- Украшение свадебного зала шарами
- Дед Мороз и Снегурочка на новый год